Третий квартал 2020 года демонстрирует последовательный рост не только объемов морских перевозок, но и их стоимости. Так, еженедельный прирост ставок на фрахт по доставке контейнеров в Европу составляет 21 процент, в результате чего стоимость морских перевозок достигла максимума за последние восемь лет.
Основной причиной роста стоимости стал дефицит морских контейнеров в Китае – грузоотправители, стараясь наверстать упущенное за время простоя в период ограничительных мер из-за распространения новой коронавирусной инфекции, значительно увеличили объем отгрузок.
Осложняется и ситуация в портах разгрузки, как Европы, так и Америки – во многих из них отмечены заторы из контейнеров, которые некому и нечем обрабатывать. Как следствие этого начало тенденции к сокращению объемов отгрузки в Китае т.к. порожние контейнеры подолгу простаивают в портах разгрузки.
Напряженная ситуация и с рефрижераторными контейнерами – они также в дефиците. В результате во многих портах наблюдается нехватка рефрижераторных розеток и корабли вынуждены простаивать длительное время на рейде в ожидании разгрузки. При этом, часть судов выходят в рейс полупустые т.к. часто нет наиболее востребованных 40-футовых контейнеров. Все это также сказывается на стоимости морских перевозок из Китая.
Эксперты отмечают, что наибольшие сложности с отправкой грузов морем испытывают небольшие компании, располагающие ограниченным парком контейнеров или арендующие их под своих заказчиков. Не исключено, что часть из них может уйти с рынка. Это касается как представителей логистического бизнеса КНР, так и других стран, работающего в сфере морских перевозок.
Между тем власти Поднебесной на официальном уровне сообщили, что вопрос дефицита контейнеров в китайских портах в ближайшее время будет решен. По информации Министерства коммерции КНР, производители контейнеров серьезно нарастили объем производства и уже с сентября объем выпуска контейнеров достигает 300 тысяч в месяц. Кроме того, принимаются меры к анализу логистических схем, используемых крупными перевозчиками – это должно позволить оптимизировать грузопотоки и работу портов. Указанные меры должны привести к стабилизации ситуации с морскими контейнерными перевозками в ближайшее время. Итогом этого должно стать снижение стоимости доставки грузов контейнером морем в Европу и Америку.