Законопроект, позволяющий грузоперевозчикам страховать свою ответственность перед заказчиками, поступил на рассмотрение в Государственную Думу РФ. Предлагаемые поправки в Гражданский кодекс РФ позволят получить страховое возмещение за нарушение сроков доставки, несвоевременную подачу транспорта для перевозки и в других случаях нарушения договорных условий по договорам перевозки и экспедирования. Разработчики проекта отмечают, что появление подобного страхования позволит исключить из договоров штрафные санкции, которыми нередко злоупотребляют отдельные недобросовестные грузовладельцы. Отмечается, что страхование будет носить добровольный характер т.е. перевозчик при доставке груза сам решает для себя необходимость оформления подобного полиса.
Ряд экспертов видят в предложенных поправках множество проблем. Прежде всего, они связаны с ростом тарифов на перевозки т.к. страховка потребует от перевозчика дополнительных затрат, которые в конечном итоге лягут на заказчика. Впрочем, авторы поправок не исключают, что данное страхование может осуществляться по регулируемым тарифам, но с сохранением добровольности заключения договора.
Во-вторых, могут возникнуть трудности с доказыванием размера ущерба, особенно при доставки небольшого груза. Например, ни для кого не является секретом, что значительная доля грузов из Китая осуществляется карго-доставкой т.е. на груз отсутствует какая-либо сопроводительная документация, а сам груз доставляется как сборный, но на третье лицо. Таким образом, реальный владелец груза не сможет получить возмещение от страховой компании т.к. не сможет доказать свою связь с грузом при наступлении страхового случая.
Для крупных же заказчиков грузоперевозок, в том числе, международных, подобные изменения в законодательстве более привлекательны т.к. они позволят учесть все риски, которые связаны с процессом доставки груза. Существующая система страхования не всегда дает возможность получить возмещение убытков, а включение в договор штрафных санкций – не дает гарантий, что перевозчик их выплатит. Поэтому страхование ответственности полностью исключит ситуации, когда понесший убытки грузовладелец останется без их возмещения. Особенно это актуально в международной доставке грузов, где процент потерь значительно выше, чем в межрегиональных перевозках.