Этот год войдет в историю не как год, в котором вырос контейнерооборот, а как год героического преодоления искусственно созданных проблем. Об этом на XIX Международной конференции “Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство” рассказал член научного совета Российской ассоциации экспедиторских и логистических организаций Александр Тысячников.
На рынке зафиксирован не только спад контейнерооборота, но и спад оборота каботажа. Свои слова эксперт подтвердил статистикой за первые 10 месяцев 2021 года. Согласно ей каботаж по сравнению с прошлогодними показателями снизился более чем на 8%.
“В контейнерах это более 22 тыс. TEU. Надо иметь в виду, реального груза в этом – только 10,75 тыс. TEU, поскольку методика расчета каботажа как двойной счет в бухгалтерии (порт отгрузки – порт прибытия)”, – отметил Александр Тысячников.
Причем статистика отрицательной стала не только в 2021 году. Она снижается третий год подряд, с 2019-го, настаивает эксперт. В минувшем 2020 году падение не только не замедлилось, но даже и усилилось.
“Это оказало негативное влияние как на морской транспорт, так и на цепи поставок в целом. По прогнозам объем перевозок грузов морским транспортом в 2021 году лишь выйдет на уровень 2019-го, но не превзойдет его”, – говорит Александр Тысячников.
Главная проблема контейнерных терминалов морских портов всего мира – это трудности в обработке грузов. Порты всего мира живут в состоянии затора, то есть соотношение судов, обрабатываемых на причалах, не совпадает с числом судов, ожидающих постановки, объясняет эксперт.
“Заторы в портах отличаются по своему характеру, можно выделить два основных типа – заторы в портах перевалки Rotterdam, Antwerp, Jebel Ali, Hong Kong и заторы в “прямых” портах: Los Angeles/Long Beach, Seattle, Vancouver”, – объясняет эксперт.
Заторы в портах вывели из маршрутных сетей до 10% мирового контейнерного флота. Но на слаженную работу портов повлияли также антиковидные ограничения. Китайские порты Yantian, Shanghai, Ningbo-Zhoushan именно из-за этого снизили производительность. В Европе проблем еще больше, здесь к необходимости борьбы с новой коронавирусной инфекцией присовокупились последствия BREXIT.
“Развитие торгового судоходства находится в прямой зависимости от трендов развития мировой экономики и торговли (торговые противоречия между КНР и США, между США и ЕС, экономические санкции против РФ и контрсанкции РФ)”, – резюмирует эксперт.