Отправить запрос

26-28 ноября 2025.Третий Астраханский международный форум «МТК Север-Юг — новые горизонты.

Новости

Давайте обсудим реалии работы международного транспортного коридора «Север-Юг»

МТК «Север-Юг» подтвердил свою эффективность и привлекательность для сотен транспортных и экспортно-импортных компаний из России и стран СНГ. Коридор демонстрирует устойчивый рост грузооборота на 10-20% в год, достигаемый преимущественно без масштабной государственной поддержки.

Западный маршрут: автомобильный трафик и железнодорожные перспективы

Этот маршрут, проходящий через территорию Азербайджана или Грузии и Армении, характеризуется высокой активностью. После проведенной модернизации удалось значительно сократить простои на ключевых пограничных переходах — в Дербенте, Астаре и Верхнем Ларсе. Это стимулировало значительный рост экспортных автоперевозок не только в Иран, но и в государства Персидского залива, такие как Ирак, ОАЭ, Катар, Саудовская Аравия, и даже в Афганистан.

Ярким примером эффективности стала налаженная регулярная доставка скоропортящихся товаров из Москвы в ОАЭ, которая занимает в среднем 10-12 дней. Зафиксирован и рекордный срок в 7 дней. Обратным рейсом автомобили доставляют из Ирана фрукты и овощи, а из ОАЭ — товары параллельного импорта. Важным нюансом для логистов являются ограничения по номенклатуре грузов при транзите через Грузию и Азербайджан, что требует обязательного предварительного согласования.

Общий объем грузопотока по западной ветке оценивается в 4-5 млн тонн в год, распределенных примерно поровну между двумя основными направлениями. На железнодорожном отрезке продолжается модернизация станции Астара в Иране силами Азербайджанских железных дорог. Планируется, что впервые за семь лет здесь будут построены крытые склады, что позволит избежать дорогостоящей и неудобной перевалки грузов на автомобили для их доставки на склад временного хранения.

Каспийский маршрут: рекорды и регуляторные риски

Это направление, связывающее Россию и Иран через порты Астрахани, Махачкалы, Казахстана и Туркменистана, показало рекордные результаты в 2024 году — 9 млн тонн грузов. В структуре перевозок преобладают зерно, масло, уголь, удобрения, пиломатериалы, а также генеральные и контейнерные грузы. Основной объем перевалки обеспечили российские порты: Астрахань и Оля — 6,2 млн тонн, Махачкала — более 0,5 млн тонн.

Перспективы маршрута остаются высокими, особенно в свете планов Ирана по возобновлению закупок пшеницы, что может добавить еще 3-5 млн тонн грузов. Однако его стабильность подвержена влиянию регуляторных решений. Например, в первой половине 2025 года грузооборот портов резко снизился из-за запрета на экспорт ячменя и кукурузы. Кроме того, сохраняется нерешенность вопроса с возобновлением железнодорожной паромной переправы Махачкала — Туркменбаши — Амирабад.

Восточный маршрут: динамичный рост и контейнерные перевозки

Восточная ветка через Туркменистан и Узбекистан демонстрирует наиболее ударные темпы роста. В 2024 году через границу Иран-Туркменистан было перевезено более 5 млн тонн грузов, из которых около 3 млн тонн проследовали транзитом через Иран дальше. При этом провозная способность маршрута используется не полностью — его потенциал оценивается еще в 10 млн тонн.

«РЖД Логистика» активно развивает здесь контейнерные сервисы. Так, контейнерные поезда с Урала до иранского порта Бандар-Аббас в Персидском заливе идут всего 9 дней, а себестоимость такой перевозки за два года снизилась вдвое. Из этого порта грузы следуют в Индию, страны Южной Азии и Восточной Африки. География сбора грузов для МТК «Север-Юг» постоянно расширяется, включая Сибирь и северные регионы России. Также запускаются новые сервисы, например, железнодорожная доставка в Афганистан и Пакистан. В работе маршрута активно участвуют и другие транспортные компании из России, Ирана, Туркменистана, Беларуси и Узбекистана.

Перспективы для бизнеса

Более детально обсудить возможности и новые горизонты транспортных коридоров можно будет 26-28 ноября 2025 года на Третьем Астраханском международном форуме «МТК Север-Юг — новые горизонты. Быстрый выход на премиальные рынки Ирана, Ирака, Афганистана, Среднего Востока, Восточной Африки и Индии».

На сайте работают cookie!

Продолжая им пользоваться, Вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности.